Сохранить в избранное

Некоторые вопросы работы комиссии по государственным закупкам в свете принятия Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-з «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»

Амельченя Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент, медиатор

С 4 февраля 2024 года вступил в силу ряд норм Закона Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», касающихся работы комиссии по государственным закупкам (далее – комиссия). Вместе с тем однозначность и лаконичность изменений при практической их реализации вызывает ряд вопросов, в особенности в соотношении с сохранившимися правилами работы комиссии.

Так, Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 31.01.2024, далее – Закон) предусмотрено обязательное формирование комиссии при проведении конкурентных процедур государственных закупок, кроме биржевых торгов (п. 1 ст. 14 Закона).

Одновременно необходимость формирования комиссии при проведении закупки из одного источника определяется самими заказчиком (организатором). И здесь важно помнить, что поскольку ни в Законе, ни в Положении о комиссии по государственным закупкам, утвержденном постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 «О комиссии по государственным закупкам» (далее – Положение), не содержится порядок действий комиссии на случай проведения закупки из одного источника, конкретная их последовательность должна быть определена в регламенте работы комиссии (ч. 3 п. 14 Положения). Например, таким образом: комиссия рассматривает поступившие ответы на запрос о предоставлении сведений (направляются/размещаются в случае проведения изучения конъюнктуры рынка в соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона), с учетом установленного заказчиком (организатором) принципа выбора контрагента определяет поставщика (подрядчика, исполнителя)1, с которым руководителю предлагается заключить договор государственной закупки с последующим направлением такому поставщику (подрядчику, исполнителю) предложения о заключении такого договора, о чем отражается информация в протоколе заседания комиссии.

______________________________

1 Такой принцип выбора может быть определен в решении о проведении процедуры закупки из одного источника.

В отношении обучения членов комиссии сохранена норма, действовавшая до 04.02.2024, из содержания которой не следует обязанности обучения каждого члена комиссии. В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 14 Закона заказчик (организатор) включает в состав комиссии преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки. Причем такими лицами, включенными в состав комиссии, могут быть как работники заказчика (организатора), так и иных организаций, поскольку законодательством не установлен запрет на привлечение последних. Для сравнения, норма п. 1 ст. 12 Закона прямо предусматривает, что для выполнения функций, установленных Законом и иными актами законодательства о государственных закупках, заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок. Иными словами, если не определено и не создано структурное подразделение для выполнения функций в связи с организацией и проведением государственных закупок, то назначается только работник (работники), обладающий соответствующей квалификацией. С 04.08.2024 такие работники должны либо обладать квалификацией в сфере государственных закупок, либо пройти обучение по вопросам государственных закупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, учебно-программная документация которой согласована с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам. Но данное требование не применяется в случаях, указанных в ч. 2 п. 1 ст. 12 Закона в редакции, вступающей в силу с 04.08.2024.

Возвращаясь к членам комиссии, отметим, что норма о преимущественном включении в ее состав обученных лиц предполагает, что если таковые имеются у заказчика (организатора), то они будут включены в состав комиссии по государственным закупкам в первую очередь. Если таковых не имеется, то состав комиссии будет сформирован за счет необученных лиц. Однако в любом случае должно выполняться требование в п. 8 Положения о том, что заказчик (организатор) обеспечивает ознакомление членов комиссии с законодательством о государственных закупках, в том числе с Положением.

В Законе содержится запрет, состоящий в том, что членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результате процедуры государственной закупки, в том числе физические лица, представившие предложения, работники участников либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники, в том числе физические лица, являющиеся учредителями (участниками), собственниками имущества, членами органов управления или кредиторами участников, а также должностные лица государственных органов, уполномоченных Законом и иными законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в сфере государственных закупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой сфере (ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона).

С 04.02.2024 данная норма дополнена порядком действий члена комиссии на случай возникновения обстоятельств, указанных выше. Так, член комиссии обязан незамедлительно сообщить заказчику (организатору) о возникновении таких обстоятельств. В случае выявления в составе комиссии физических лиц, указанных выше, заказчик (организатор) обязан незамедлительно исключить их из состава комиссии (ч. 2 п. 3 ст. 14 Закона).

Надо отметить, что в п. 9 Положения с момента его принятия содержалось требование о том, что член комиссии обязан уведомить ее председателя (заместителя председателя) о возникновении обстоятельств, указанных в ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона, и потребовать своего исключения из состава комиссии (п. 9 Положения).

В отсутствие в Законе и Положении требования о форме уведомления члена комиссии о наступлении обстоятельств конфликта интересов очевидно, что форма его должна быть письменной. Соответствующий порядок действий с указанием формы уведомления членом комиссии о наступлении обстоятельств, указанных в ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона, может быть установлен в регламенте работы комиссии.

Основной вопрос с нормой об исключении из состава комиссии при наличии уведомления о конфликте интересов состоит в том, можно ли включить в состав исключенного члена комиссии при проведении последующих процедур государственных закупок или факт исключения из состава комиссии препятствует последующему включению в состав комиссии в качестве ее члена.

Для ответа на него необходимо учитывать следующее. Норма-запрет построена таким образом, что только в конкретной процедуре государственной закупки может возникнуть личная заинтересованность, и это может быть также на этапе открытия предложений, когда члену комиссии становится очевидным наличие в составе участников тех, кто может на него оказывать влияние, например, член комиссии является учредителем (участником), собственником имущества, членом органа управления или кредитором участника. И очевидным образом во избежание личной заинтересованности требуется исключение из состава комиссии при проведении данной конкретной процедуры такого членам комиссии. Но заинтересованность в результате одной процедуры не означает заинтересованность в результатах всех процедур, проводимых заказчиком (организатором). И эта логика прослеживается в самой норме ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона, называющей в числе условий возникновения личной заинтересованности проведение конкретной процедуры государственной закупки. Кроме того, в ст. 14 Закона не установлен запрет на последующее включение в состав комиссии после исключения члена комиссии по рассматриваемой причине.

В этой связи ответ на поставленный вопрос, как представляется, должен быть следующим – исключенный из состава комиссии член комиссии по причине, указанной в ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона, может быть включен в состав комиссии при проведении последующих процедур государственных закупок. При возникновении в дальнейшем фактов личной заинтересованности алгоритм действий члена комиссии и заказчика (организатора) также определяется по правилам ч. 2 п. 3 ст. 14 Закона.

Сохранена норма-запрет в ч. 3 п. 3 ст. 14 Закона о неразглашении сведений, полученных в ходе рассмотрения и оценки предложений. Так, члены комиссии и эксперты, привлекаемые к участию в ее работе, не могут предоставлять лицам, не входящим в состав комиссии, информацию о содержании предложений, об их оценке и сравнении, если иное не установлено Законом и иными законодательными актами. Полагаем, соответствующее обязательство следует закрепить в регламенте работы комиссии для акцентирования внимания членов комиссии на содержание обязательства.

Все изменения законодательства о государственных закупках, касающиеся правового статуса комиссии и ее членов, вступили в силу 04.02.2024, в связи с чем заказчик (организатор) учитывает их при формировании и работе комиссии, а при необходимости вносит изменения в регламент работы комиссии.

В заключение отметим, что вопросы деятельности комиссии будут возникать и далее, и отчасти их подсветит правоприменительная практика, в том числе формируемая по результатам обжалования в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Однако задача заказчиков (организаторов) при применении законодательства – выстраивать работу комиссии исключительно, руководствуясь нормами законодательства, а при необходимости получения разъяснения законодательства о государственных закупках следует обращаться в уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (ст. 10 Закона).


Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 13 марта 2024 г.



Сохранить в избранное
Читайте также в разделе
Вам будет интересно
Особенности расчета среднего заработка для расчета отпускных
Борисенко Наталья Валерьевна, аудитор
Порядок определения среднего заработка, который применяется для расчета отпускных за время нахождения в трудовом и социальном (в связи с получением образования) отпусках, установлен Инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 № 47 (далее – Инструкция № 47). 
Читать подробнее
Календарь событий
6 июня 2024 г.
Спиридонова Ольга Николаевна
Вебинар "Актуальные вопросы пенсионного обеспечения"
Подробнее
28 мая 2024 г.
Нагорнова Светлана Александровна
Вебинар "Актуальные вопросы арендных отношений и безвозмездного пользования государственным имуществом"
Подробнее
30 мая 2024 г.
Пещенко Елена Александровна
Вебинар "Порядок исчисления среднего заработка с учетом изменений законодательства. Возмещение командировочных расходов"
Подробнее
22 мая 2024 г.
Столина Татьяна Владимировна, Шевченко Татьяна Анатольевна
Вебинар "Актуальные вопросы ведения делопроизводства в организации"
Подробнее
Видео
Здравствуйте, данный браузер не поддерживается нашей системой, для продолжения работы воспользуйтесь другим браузером.