02Июл 2021

Ежемесячная доплата к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования

Борисенко Н.В.

Ситуация:
На основании заявлений работники, имеющие право на профессиональное пенсионное страхование, выразили желание получать ежемесячную доплату к заработной плате.

  1. Как рассчитывается данная доплата?
  2. Учитывается ли доплата при налогообложении налога на прибыль?
  3. Какие зарплатные налоги должны удерживаться из такой доплаты?

Ответы на эти вопросы читайте в материале.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование (далее – взносы на ППС) уплачиваются за работников, занятых на рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест с особыми условиями труда. Категории работников, подлежащих ППС, определены соответствующими списками и перечнями (п. 1 ст. 7, ст. 5 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон № 322-З)). Например, список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 и др.

Объектом для начисления взносов на ППС являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных Перечнем № 115, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. При этом на сумму выплат, превышающую трехкратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачиваются, указанные взносы не начисляются (п. 2 ст. 7 Закона № 322-З).

Справочно: Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115.

Таким образом, объектом для начисления взносов на ППС будут выплаты работнику, за исключением выплат, предусмотренных Перечнем № 115, и за исключением выплат, начисленных работнику за периоды, не связанные с выполнением работ в особых условиях труда. Такие периоды определены в абз. 2 п. 28 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7.

Пример.

Работнику, подлежащему ППС, за март 2021 г. начислено 890 руб., а именно:

• оклад – 500 руб.;

• надбавка за стаж работы – 20 руб.;

• надбавка за сложность и напряженность в работе – 30 руб.;

• компенсация за износ личного автомобиля работника, используемого им в служебных целях – 40 руб.;

• материальная помощь в связи с вступлением в брак – 300 руб.

Компенсация за износ личного автомобиля, используемого в служебных целях, и материальная помощь в связи с вступлением в брак предусмотрены п. 3 и п. 7 Перечня № 115 (письмо Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24.10.2014 № 08-07/3289 «О взносах на государственное социальное страхование»). На эти выплаты страховые взносы в ФСЗН не начисляются, соответственно, в объект для начисления взносов на ППС эти суммы не включаются.

Таким образом, за март 2021 г. объектом для начисления взносов в ППС будет сумма 550 руб. (500 руб. + 20 руб. + 30 руб.).

Работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, у которых специальный стаж работы до 1 января 2009 г. составляет менее половины требуемого для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.ст. 12, 13, 15, 47–49, 492 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», по их выбору предоставляется право на профессиональное пенсионное страхование либо на ежемесячную доплату к заработной плате в размере, определяемом работодателем, но не менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование работника, причитающихся к уплате в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в соответствии с законодательством. При этом ежемесячная доплата к заработной плате производится работодателем на основании письменного заявления работника (подп. 1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (далее – Указ № 441)).

Справочно: Тарифы, по которым работодателями производится уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование, установлены Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» (далее – Указ № 23). Размеры тарифов, соответственно, зависят от категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию.

Сумма взносов на ППС рассчитывается как произведение объекта для начисления взносов на ППС и тарифа.

Пример.

Заработная плата работницы текстильного производства, занятой на станках, за март 2021 г. составила 1000 руб. Тариф взносов на ППС – 6 % (п. 11 приложения к Указу № 23).

Работница написала заявление о ежемесячной выплате ей доплаты. Сумма взносов на ППС за месяц составит 60 руб. (1000 руб. x 6 %). Таким образом, доплата работнице может быть установлена в размере не менее 60 руб.

Налог на прибыль.

В соответствии с п. 1 ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее в настоящей главе – затраты по производству и реализации);
  • нормируемые затраты.

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК). При этом в расходы на оплату труда включаются любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной формах, вознаграждения по итогам работы за год, выплаты, носящие характер вознаграждений по итогам работы за год, премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства, за исключением расходов, указанных в подп. 1.3 ст. 173 НК (подп. 2.9 ст. 170 НК). Таким образом, в 2021 году начисленные суммы ежемесячной доплаты к заработной плате, выплачиваемые работникам, подлежащим ППС в размере, определяемом работодателем, но не менее суммы взносов на ППС работника, отражаются в составе затрат на оплату труда в полном размере. Обращаем внимание, что до 2021 года такая доплата, если ее размер превышал размер взносов на ППС, включалась в прочие нормируемые затраты, предельный размер которых в совокупности с иными входящими в эту группу затратами не мог превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и доходов по аренде (п. 1 ст. 169, абз. 2 подп. 2.1, п. 3 ст. 171 НК-2020).

Подоходный налог.

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (ч. 1 п. 1 ст. 199 НК). Освобождаются от подоходного налога все виды компенсаций, предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. При установлении в соответствии с законодательством предельных размеров или норм выплаты компенсаций доходы плательщика, указанные доходы, освобождаются от подоходного налога в пределах таких размеров или норм (ч. 1 и ч. 2 п. 4 ст. 208 НК).

Для целей государственных статистических наблюдений в состав фонда заработной платы включаются следующие выплаты:

• заработная плата за выполненную работу и отработанное время;

• стимулирующие выплаты;

• компенсирующие выплаты;

• оплата за неотработанное время;

• другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы (п. 47 Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 № 1 (далее – Указания № 1)).

Несмотря на то, что в соответствии с подп. 50.12 Указаний № 1 доплаты работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, выплачиваемые по их выбору взамен права на профессиональное пенсионное страхование в соответствии с законодательством, относятся к компенсирующим выплатам, для целей исчисления подоходного налога данную доплату нельзя отнести к компенсациям. Это доплата.

Таким образом, доплата работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, выплачиваемая по их выбору взамен права на профессиональное пенсионное страхование в соответствии с подп. 1.2 Указа № 441, является объектом обложения подоходным налогом.

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем1 выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь, но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

______________________________

1 Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень № 115).

Согласно п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297, объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме выплат, предусмотренных Перечнем № 115.

Поскольку в Перечне № 115 не поименована доплата работникам, подлежащим профессиональному пенсионному страхованию, выплачиваемая по их выбору взамен права на профессиональное пенсионное страхование, то суммы данной доплаты признаются объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 3 мая 2021 г.



Пожалуйста, поверните свое устройство в горизонтальное положение.
Заказать
звонок